Научно-методическая работа
Начав преподавать информатику в 1999 году, я столкнулся с проблемой разноуровневой подготовкой учащихся по данному предмету. Кроме того, ученики обладали разным уровнем развития способностей, разным уровнем интеллектуального развития. Поэтому с большим рвением и интересом занялся проблемой дифференциации учебного процесса, а именно разработкой дифференцированных заданий по информатике. Использовал для этого весь арсенал пакета Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel). Мною было разработано множество разноуровневых заданий, тестов и мультимедийных презентаций для уроков информатики (пример: Рабочая тетрадь по информатике для учащихся 11 класса).
Знакомство с дифференциацией методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика дало новые идеи в области использования ИКТ на уроках информатики. Мною были разработаны дифференцированные задания для учащихся, в зависимости от когнитивного стиля ученика. С одной из разработок можно познакомиться на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/articles/413941/.
После знакомства на районном семинаре с технологией ЛОО (личностно-ориентированное обучение), а также прослушав курс по ИОТ (индивидуальной образовательной траектории), поставил перед собой цель - разработать собственные ЦОР для реализации методики ИОТ на уроках информатики в старших классах. Именно это и является моей методической темой сегодня.
Методическая тема: Индивидуальная образовательная траектория на уроках информатики в старшей школе.
Цель: Использовать на уроках информатики в старшей школе методику ИОТ.
Задачи:
1. Изучение литературы по теме «Индивидуальная образовательная траектория».
2. Разработка компьютерных тестов для определения уровня обученности учащихся 11 класса по разделу «Технология обработки текстовой информации».
3. Разработка ЦОР построения ИОТ и индивидуальной работы учащегося на уроке.
Анализируя прочитанную литературу по проблеме ИОТ, я выяснил, что помимо понятия "ИОТ" существует понятие "ИОМ" (индивидуальный образовательный маршрут). Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Индивидуальная образовательная траектория (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская) - это понятие, обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Более подробно с толкованием понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» можно познакомиться, прочитав статьи предлагаемого библиографического материала (см. ниже). Статьи предлагаемого библиографического материала относятся к периоду 2006-2009 гг.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Более подробно с толкованием понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» можно познакомиться, прочитав статьи предлагаемого библиографического материала (см. ниже). Статьи предлагаемого библиографического материала относятся к периоду 2006-2009 гг.
Литература, посвященная проблемам ИОТ и ИОМ:
1. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
2. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
3. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
4. Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77.
5. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
6. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
7. Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].- http://elibrary.ru/item.asp?id=12225395
8. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
9. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.